Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

Санта-Мария-Новелла

Альберти, как архитектор, оказал огромное влияние на развитие стиля Высокого Возрождения. По следам Филиппо Брунеллески он активно развивал античные мотивы в архитектуре. В числе его проектов построенный во Флоренции палаццо Ручеллаи (1446—1451гг), перестроенная церковь Сантиссима-Аннунциата, поставленный заново фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456—1470гг), церкви Сан-Франческо в Римини, Сант-Андреа в Мантуе и Сан-Себастьяно. Все эти творения Леона Батиста Альберти определили основное направление в архитектуре кватроченто.

Архитектурная цель Альберти

Основной целью Альберти было устранить противоречия между базиликальной и центрической частями здания. Брунеллеско аналогично стремился к тому же, но в двух его базиликах не получилось решить эту задачу через плоские перекрытия главного нефа и ветви трансепта. А вот у Альберти цель достигнута за счет однонефной композиции и применения крестовокупольной системы. Не нарушая центрическое строение алтарной части, Альберти удлинил один из концов креста, создав преобладание продольной оси, а она уже целиком раскрылась в пространство нефа. Получившееся единство интерьера подчеркивает и система членения стен: все помещение опоясано ордерным антаблементом под пятой цилиндрического свода. Ордерная система, образующая здесь конструктивно и зрительно одно целое с плоскостями стен, карнизов, пилонами и декоративными вставками является главным отличием работ Леон Батиста Альберти от Брунеллеско.

Особенности церкви Санта-Мария-Новелла

Большой вестибюль, чуть ли не во всю ширину здания, выходит на площадь широкой аркой, подчеркивая общественный характер здания. Главный фасад, подобно фасаду церкви Сан Франческо в Римини, стоит на мотиве трехпролетной римской триумфальной арки. Его пилястры во всю высоту фасада, как и огромная арка центрального входа, увенчаны архитравом вместе с плоским треугольным фронтоном. Но смотрится это здесь более органично, более приближенно к композиции всего здания. Наблюдается многократные повторы членений главного фасада в интерьере в более малом масштабе. Трехчастность членений фасада - это и основа строения интерьера, она задает ритм чередования больших и малых капелл, которые образуют повторяющиеся группы. Этот приемом помогает Альберти реализовать одно из положений своего трактата, в котором описывается единство композиционных приемов, что применяются при разработке внешнего облика здания.