Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

Ян Мабюз

     Ян Мабюз (умер 1 октября 1532) – имя (произошедшее от места рождения Мабежу) фламандского художника Ян Госара или Дженвина ван Хеннегувен (Хайно) – именно так он звал себя и под этим именем вписан в гильдию Святого Луки в Антверпене в 1503 году.

     О его ранней жизни нам ничего неизвестно, но его работы сообщают нам, что в первый период своего творчества он находился под влиянием художников, которым были известны пластические модели. Это привело к возникновению убеждения, что он провел юность на французской границе, а не на берегах Шельдта. Если не учитывать силу или слабость Ван дер Вейдена, у Мабюза было много общего с этим брюссельским мастером, а его композиции обычно хорошо вписывались в архитектурный фон.

     В Замке Ховард он представляет «Поклонение царей» и соединяет вместе около тридцати фигур на архитектурном фоне, разнообразных в деталях, массивных по форме и занимательных в орнаменте. Он удивляет нас помпезными костюмами и бросающимися в глаза контрастам тона. Его персонажи, как фигуры на шахматной доске, неизменны и обусловлены. Пейзаж, который можно увидеть через колоннады, украшен башнями и шпилями в стиле Ван дер Вейдена. После обитания несколько лет в Антверпене, Мабюз устроился на службу к Филиппу Бургундскому, бастарду Филиппа Доброго, а то время лорду Сомердика и адмиралу Зеландии.

     Филипп Бургундский приказал Мабюзу выполнить репродукцию для церкви Миддельбурга. Картина получилась настолько ценной, что невольно верится в тот факт, что в 1521 год Дюрер сам приехал в Миддельбург, чтобы увидеть ее. Однако, в 1568 фрагмент алтаря был уничтожен пожаром. В 1508 году Мабюз сопровождал Филиппа в его итальянском походе к папе. К тому моменту в искусстве Нидерланд произошла серьезная революция. Мабюз изучал в Италии в основном холодные, отточенные работы последователей Леонардо. Он не только привез домой новый стиль, он также привез моду на путешествия по Италии, и с тех пор, вплоть до эпохи Рубенса и Ван Дейка считалось, что, прежде всего, фламандский художник должен посетить Аппенинский полуостров. Фламандцы перенялиу итальянцев маньеризм и посадили его в собственную почву, что в результате привело к тому, что фламандцы как минимум на столетие утратили собственную оригинальность.

     Летом 1509 года Филипп вернулся в Нидерланды и удалившись в свою резиденцию в Зеландии, окружил себя удовольствиями, планируя декорации для своего замка и заказывая картины Мабюза и Джакопо де Барбари. Поддерживая постоянные связи со двором Маргариты Австрийской в Мехелене, он давал художникам под своим началом неплохой шанс на продвижение. Барбари сделался придворным художником регента, в то время как Мабюз получал менее важные заказы.

     Единственными его подписанными работами того времени являются «Нептун и Амфитрита» (1516, Берлин) и «Мадонна с портретом Жана Каронделе» (1517, Лувр), что доказывает, что именно Мабюз был первопроходцем подобного мифологического стиля. Тяжело найти что-то более несуразное, чем Амфитрита, если мы не примем во внимание гротескную, грубо сколоченную фигуру Нептуна. В более поздних произведениях на ту же тему: «Адаме и Еве», «Венере и Амуре» мы видим обнаженность, выполненную в стиле неопоэтизированного реализма.

     К счастью, Мабюзу были свойственны и высокие порывы. Его «Святой Лука, пишущий портрет Богородицы» (Прага), «Бельведер» (Вена», «Мадонна» (Лондон), многочисленныфе вариации на тему Христа доказывает, что многие устои Мабюза остались ему свойственны и после поездки. Его фигуры все еще имеют каменный характер, архитектура богата и разнообразна, а тона сильны как никогда. И только яркие контрасты заменяются голубовато-серой дымкой, которую он позаимствовал у миланских мастеров.

     Когда в 1523 году Христиан II прибыл в Нидерланды, он попросил Мабюза нарисовать подобие своих карликов. В 1528 художник заканчивал для него портреты его детей: Джона, Дороти и Кристины, которые вошли потом в коллекцию Генриха VIII. В период, когда делались эти портреты, Мабюз жил в Миддельбурге, но ему нигде не удавалось пожить долго. Когда Филипп Бургундский стал епископом Утрехта и поселился в замке Дююрстед в 1517 году, Мабюз сопровождал его и помогал украсить новый дворей своего покровителя. После смерти Филиппа в 1524 году Мабюз проектировал и воздвигал его усыпальницу в Дюрстеде. Наконец, художник ушел на покой в Миддельбурге, где служил брату Филиппа, Адольфу, лорду Вирен.

     Работы Мабюза это работы труженика и очень терпеливого художника. Огромное количество его работ, сохранившихся по сей день свидетельствует о том, что он не был дебоширом, хотя в некоторых биографиях и говориться о его пристрастии к алкоголю. Женитьба его дочери на художнике Генри ван дер Хейдене из Лойвена говорит о том, что у него был дом, и он вовсе не жил по тавернам, как утверждает Ван Мандер.