Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

Рафаэль

     Рафаэль Санти или Рафаэль Санцио (1483–1520) – величаший художник итальянского ренессанса. В работах Рафаэля видно чистое выражение исключительной гармонии и равновесия композиции времен Ренессанса.

     Родился художник в Урбино. Его отец – Джованни Санти, был придворным художником у Федериго Монтефельтро, герцога Урбино, и первым преподал ему уроки художественного мастерства. Приблизительно через шесть лет после смерти отца в 1494 году, Рафаэль поступил в мастерскую Перуджино, чье влияние видится в «Распятии» и «Сне рыцаря» Лондонская национальная галерея); «Коронации Девы» (Ватикан); «Трех грациях» (Шантильи) и «Женитьбе» (Брера, Милан). Фрагмент алтаря, прежставляющий Мадонну и святых (музей Метрополитен), обозначает окончание периода Перуджино в творчестве художника.

     Пять сцен: «Агония в Саду» (музей Метрополитен), «Святой Антоний Падуанский», «Святой Франциск» (Дульвих), «Крестный ход» (Лондонская национальная галерея) и «Пьета» (музей Гарднера) свидетельствуют о новых влияниях Леонардо, Микеланджело, Мазаккьйо и, в особенности, Фра Бартоломео. Изучая хитросплетения анатомии, перспективы и цвета, он достиг более свободной, более могучей глубокой интерпретации, нежели в своих ранних работах. Во Флоренции(1504–08) он написал множество образов Мадонны, которые известны своей выразительностью. Его автопортрет (Уффици) и портреты Анджело и Магдалены Дони (дворец Питти) также относятся к этому периоду.

     В Риме его стиль вызрел, только выиграв от влияния Микеланджело. В Ватикане, Рафаэль самостоятельно занимался Станца дела Сегнатура (окончена 1511); две большие стены которой представляют, соответственно, Афинскую школу, изображая греческих философов, и Триумф религии, также называемый «Диспут». В галерее изображены «Снятие шкуры Марсия» и «Искушение Евы». Потолок целиком посвящен аллегорическим фигурам Закона, Философии, Поэзии и Теологии. Два круглых люнета над окнами представляют нам Парнас и Юриспруденцию.

     В Станца д’Элидоро Рафаэль изобразил (1511–14) «Изгнание Гелиорода из храма», «Чудо в Больсене», «Изгнание Атиллы из Рима Львом I» и «Вознесение Святого Петра». Он также является автором Инсендио дель Борго и расписывал ее часть. Среди других его произведений для Ватикана – «Битва при Ости», «Клятва Льва III перед Шарлеманжем» и «Победа Константина над Максентием». Пятьдесят два религиозных рисунка, украшающих один потолок известны как «Библия Рафаэля» - это была работа его учеников, копировавших манеру учителя.

     Среди других картин римского периода были «Мадонна с рыбой» (Прадо), «Мадонна в кресле» (дворец Питти), «Сикстинская Мадонна» (Дрезден), Галатея (Фарнесина), «Альба Мадонна» (Национальная галерея искусств в Вашингтоне) и неоконченное «Преображение», завершенное Джулио Романо. Портреты того периода объединяют портрет Юлия II – долгое время покровителя художника; Бальдассаре Кастильоне (Лувр); Томмасо Игирами (музей Гарднера) и папы Льва X с двумя кардиналами.

     Названый последователем Браманте в качестве главного архитектора Ватикана в 1514 году, Рафаэль также создал проекты многих церквей, дворцов и многоквартирных домов. Для своего покровителя Льва X, он взялся в 1518 году за исследование древнего Рима и изобразил его основные памятники. Он также создал десять гобеленов с изображениями деяний апостолов для Сикстинской капеллы; семь из них находятся сейчас в английском музее Виктории и Альберта. Рафаэль глубоко был связан со скульптурой античности в изображении своих мифических и библейских персонажей, а его интерпретации классического искусства, гармония и монументальность творчества просуществовали как эталон вплоть до девятнадцатого века.