Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

Хьюго ван дер Гоес

     Хьюго ван дер Гоес (годы деятельности 1467-1482) – самый мощный фламандский художник второй половины пятнадцатого века. Его фрагмент алтаря Портинари является одним из красивейших шедевров того времени.

     Хьюго ван дер Гоес многим обязан в плане художественного наследия своим предшественникам – Яну ван Эйку и Роже ван дер Вейдену. Его визуальное восприятие было настолько острым, настолько талантливыми были его чертежи, и настолько оригинально понимание проблем художественных форм, что его композиции отвергали многие принципы, которые процветали в период барокко. Более того, религиозный символизм, который заменяет бесчисленные природные формы и объекты в алтаре Портинари открывает его эрудицию и знание схоластической философии и мистических текстов.

     Происхождение Ван дер Гоеса и его ранние учителя неизвестны. Он стал мастером гентской гильдии художников в 1467 году, одним из его поручителей был художник Юстус из Гента. В промежутке между 1467 и 1475 Ван дер Гоес помогал с украшением Гента и Брюгга для таких событий, как, например, свадьба Карла Бургундского и Маргариты Йоркской. Художник стал главой гильдии в 1474 году, а через четыре года он покинул Гент, и, с учетом угрозы политического переворота, скрылся в монастырь возле Брюсселя. Продолжая рисовать, как привилегированный брат, он принимал разных посетителей, таких как эрцгерцог Максимилиан Австрийский. Вернувшись в 1481 году из поездки в Колонье, Ван дер Гоес начал страдать от приступов меланхолии. Брат Гаспар Офгуйс задокументировал болезнь и написал, что художник умер от нее на следующий год.

     Ван дер Гоес никогда не подписывал свои полотна, так что все работы приписываются ему на основе основного его труда - алтаря Портинари, который точно принадлежит этому автору по свидетельству Джорджио Васари. Датируется он приблизительно 1474-1476 годом, причем догадки относительно времени написания сделаны на базе количества и возрастов детей покровителей на крыльях триптиха.

     Более ранняя по стилю и, возможно, принадлежащая Ван дер Гоесу первая известная работа это маленький диптих с «Падением человека» и «Оплакиванием Христа». Осознающие себя обнаженные фигуры Адама и Евы напоминают оных на алтаре Гента, выполненных братьями Ван Эйками; ритмическая композиция обезумевших персонажей в «Оплакивании Христа» происходит из мира форм Роже ван дер Вейдена. Третьим, отличным от двух предыдущих, кажется выражение персонального ощущения трагедии в «Падении и Спасении».

     Огромная панель «Поклонения волхвов» - уцелевшая центральная часть алтаря в Монфорте, датируется приблизительно 1472 годом. Ее дух проникнут безмятежным великолепие, монументальным ощущением, которое присуще десяткам работ Ван дер Гоеса. Композиция изобилует описательным деталями, превосходна в освещении богата в цветовой гамме.

     Алтарь Портинари это гигантский триптих, составляющий 18 футов в ширину, когда он открыт. Его тематика – восхищение новорожденным младенцем Христом Марией, Иосифом, тремя четко очерченными пастухами и пятнадцатью внемлющими ангелами. Заказал эту работу Томассо Портинари – представитель семейства Медичи в Брюгге. Томассо находится в коленопреклоненной позе вместе со своими сыновьями Антонио и Пигелло на левой створке, на правой – его жена, Мария и дочь, Маргарита. В глубине за ними виднеются их святые-покровители: Антоний, Томас, Маргарита и Мария Магдалина. Далеко, среди прекрасного зимнего пейзажа приближается процессия волхвов. Благовещение, выполненное в одном цвете, видно, если закрыть створки.

     Центральная картина это зрелищная драма совмещенных противоположностей: открытого и закрытого пространства, больших и маленьких фигур, природного и сверхъестественного света, божественных и человеческих форм. Мастерски выписанная текстура всеобщего ощущения высокого реализма и пышности момента дает понимание центральной сущности христианства.

     Большая «Смерть Девы» Ван дер Гоеса была написана в монастыре около 1481 года. Христос проявляется здесь как пучок радужного света, который принимает душу его умирающей матери, а то время как апостолы собрались у ее одра, каждый из которых глубоко переживает эту утрату. Здесь можно увидеть редкое для христианского искусства сочетание временной и вечной жизни.