Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

Леонардо да Винчи

     Леонардо да Винчи (1452–1519) – итальянский художник, скульптор, архитектор, музыкант, инженер и ученый. Плодовитость и творческая сила Леонардо отмечают его как прекрасный пример гения Ренессанса. В своих графических рисунках он изображал с научной точностью и непревзойденным артистизмом, объекты от летающих машин до карикатур; он также выполнил очень мудреные зарисовки по анатомии человека, животных и растений. Богатство и оригинальность интеллекта, выраженное в его дневниках, демонстрирует нам величайший ум человечества.

     Родился он возле Винчи, горной деревеньки в Тоскане. Леонардо был внебрачным сыном флорентийского нотариуса и селянки. Детство свое он провел преимущественно в семье отца в Винчи, где проявлял огромный интерес к природе. Ранние памятки описывают его красоту, элегантность манер и ранние проявления таланта художника.

     В 1466 году Леонардо переезжает во Флоренцию, где поступает в мастерскую Вероккьё и знакомится с такими художниками, как Боттичелли, Джирлндайо и Лоренцо ди Креди. В ранние годы подмастерьем он нарисовал ангела и, возможно, части пейзажа в «Крещении Христа» Вероккьё (Уффици). В 1472 году он вступил в гильдию художников. Кульминацией искусства Леонардо во время его первого флорентийского периода является великолепное неоконченное «Поклонение волхвов» (Уффици), приобретенное в 1481 году монахами Сан Донато а Скопето.

     Леонардо отправился в Милан около 1482 года и остался при дворе Людовико Сфорца на 16 лет. В то время он сочинил большую часть своего «Trattato della pittura» («Трактата об изобразительном искусстве») и составил обширные записные книги, которые показывали плодотворность и неординарность его гения. Как придворный художник он также организовывал празднества. Несколько приступов чумы в 1484 и 1485 годах привлекли его внимание к проблемам градостроения, интерс это позднее проснется у него во время последних лет во Франции. Многие эскизы планов церквей отражают сосредоточение на архитектурных проблемах. В 1490 он работал с Франческо ди Джорджио как инженер-консультант над реставрацией собора в Павии, а позднее собора в Пьяченце.

     В 1483 году Леонардо со своим учеником Амброджо ди Преди был отправлен, чтобы сделать известную «Мадонну в скалах». Существует две версии этой картины – одна в Лувре (1483–около1486), другая- в Лондонской Национальной галерее (1483–1508). Фреска Леонардо «Тайная вечеря» (Милан) была начата около 1495 года и закончена к 1498. Сегодня эта работа очень пострадала. В 1978 была начата крупная реставрация, а в 1994–95 годах было установлено оборудование для фильтрации воздуха и контроля климата. Реставрация была закончена в 1999 году – картина явно стала ярче, проявились некоторые детали, однако видно, что существенная часть утеряна.

     Во время службы при дворе Людовика, Леонардо также работал над конной статуей отца герцога – Франческо Сфорца. Работа так и не была окончена, а модель, которая так восхищала современников, была уничтожена во время французского вторжения 1499 года. В 1511 году он взялся за подобную работу в виде заказа конного памятника Джакомо Тривулцио. Эта работа также никогда не была закончена, известна только по эскизам, относящимся к ней. После падения в 1499 году Людовика Сфорца, Леонардо уехал из Милана, и после кратких визитов в Мантую и Венецию, вернулся во Флоренцию в 1500 году.

     Вернувшись во Флоренцию, Леонардо погрузился в теоретические работы по математике и занялся анатомическими исследованиями в госпитале Санта Мария Нуова. В 1502 году он потсупил ан службу к Цезарю Борджиа как военный инженер. Его работа привела художника в центральную Италию, где он ездил по Пьомбино и другим городам Романьи. В Урбино он встретил Николо Макиавелли, который позднее стал его близким другом.

     В 1503 году он снова вернулся во Флоренцию, где получил заказ на фреску битвы при Ангьяри. Эта работа, как и параллельный фрагмент, посвященный Микеланджело, так и не были закончены, а холсты были впоследствии уничтожены. Работа оказала огромное влияние на более поздних художников, и некоторое впечатление от оригинала можно увидеть на анонимных копиях в Уффици и Каза Хорне во Флоренции, а также с гравюры 1558 года Лоренцо Заккья и рисунка Рубенса (Лувр). Тем же периодом датируется и «Мона Лиза» (Лувр) – портрет жены флорентийского торговца.

     В 1506 году Леонардо приезжает в Милан по просьбе Карла д’Амбруа во имя французского короля Луи XII. Здесь он снова служит как архитектор и инженер. Одаренный неутолимым любопытством касательно физического мира, он продолжил свои научные исследования, сосредоточившись на проблемах геологии, ботаники, гидравлики и механики. В 1510–11 годах существенно оживился его интерес к анатомии. В то же время он был деятелен, как художник и скульптор, руководил множеством учеников и активно влиял на миланских живописцев. Картины этого периода представлены «Святой Анной, Марией и младенцем» (Лувр), работы, которая демонстрирует sfumato Леонардо — мягкие переходы в тонах.

     В 1513 году Леонардо отправляется в Рим, привлеченный покровительством недавно выбранного папы Медичи, Льва Х и его брата Джулиано. Здесь он нашел поле, где доминировали Микеланджело и Рафаэль. Стареющий мастер занялся многочисленными архитектурными и инженерными проектами для Ватикана и получал заказы на некоторые картины. В этот период он, возможно, выполнил загадочный портрет молодого «Святого Иоанна Крестителя» (Лувр).

     Леонардо уехал с Джулиано Медичи, а после его смерти получил приглашение Франциска I поселиться в замке Клуа, возле Амбузе. Здесь старый мастер вволю занимался своими исследованиями до самой смерти. Невзирая на то, что конкретных записей о его поздних годах нет, он активно занимался праздничными декорациями и интересовался проектом канала. Заметки и рисунки этих лет показывают его интерес к философии и экспериментальной науке.

Далее в разделе: